Спасение денежных средств клиентов банка во время отзыва лицензии

Платежи, совершенные в последние часы «жизни» проблемных банков, нередко помогали компаниям несколько уменьшить груз забот, которые влечет отзыв лицензии кредитной организации, обслуживавшей бизнес. В рисках таких платежных операций разбирались адвокаты из Адвокатского бюро г. Москвы «Щеглов и Партнеры».

 

Каждый практикующий бухгалтер и юрист знает о хорошо проверенной и отчасти даже изящной схеме минимизации убытков организации в случае отзыва лицензии банка.

Как известно, физических лиц защищает АСВ, юридических лиц защищает знакомый с менеджером банка бухгалтер.

Исторически сложилось, что предчувствующий банкротство банка бухгалтер организации старается провести по счету организации как можно больше назревших и не очень платежей: выплатить заработную плату, премии; перечислить причитающиеся платеж в бюджет; рассчитаться с контрагентами.

Еще недавно судебная практика демонстрировала полную солидарность с клиентами банков, чьи денежные средства успели списать со счетов.

Однако сегодня высшие судебные органы демонстрируют иную позицию, которая, судя по всему, направлена на то, чтобы улучшить статистику и подрастить те самые пресловутые 0,3 % требований кредиторов третьей очереди, которые единственные и погашаются в ходе банкротства.

 

Когда банк лихорадит…

Когда слухи о приближающемся банкротстве банка множатся, у всех коммерческих организаций, обслуживаемых в нем, увеличивается количество ежедневных платежей и проводок. Это и заработные платы, и оплаты контрагентам, и пресловутые налоги.

До определенного момента все платежи проходят.

Как только банк заявляет о недостаточности средств на корсчете для выполнения поручений клиентов, вводится официальная картотека неоплаченных платежных документов. Средства считаются «списанными со счета клиента, но не проведенными по корреспондентскому счету».

Все платежные поручения, подпадающие под указанные условия, учитывают сотрудниками банка на соответствующем балансовом счете.

У бухгалтера организации для таких платежей обычно иной термин: «деньги подвисли».

 

Иногда спасение есть…

Иногда спасение кажется очевидным: «договориться» с менеджером банка, чтобы твою, такую родную и ценную, платежечку провели. Последнюю. А дальше, чего уж там…

Если договоренность срабатывает, денежные средства поступают получателям. А дальше клиента банка начинают заботить уже совершенно иные вопросы: как восполнить уже наверняка пропавшие деньги, чем рассчитываться с поставщиками и сотрудниками, в каком банке открыть счет, чтобы второй раз не попасть в подобную передрягу.

 

Час расплаты

Расплата приходит спустя год-полтора, когда в суде, рассматривающем дело о банкротстве кредитной организации, появляется заявление о признании недействительной сделкой таких банковских операций.

Закон предусматривает следующие признаки недействительности в отношении такой сделки:

- совершена в течение 1 месяца до назначения ЦБ РФ временной администрации банка или после её назначения и содержит один из признаков сделки, выходящей за пределы обычной хозяйственной деятельности (ст. 189.40 ФЗ «О банкротстве»), а именно платеж совершен с нарушением очередности, клиент/получатель платежа является заинтересованным лицом, назначение либо размер оспариваемого платежа существенно отличается от ранее осуществленных клиентом платежей.

- совершена не ранее, чем за 6 месяцев до назначения временной администрации банка, содержит один из признаков сделки, выходящей за пределы обычной хозяйственной деятельности, и кредитору или лицу, в отношении которого она совершена, было известно о признаках неплатежеспособности банка.

Судебная практика демонстрирует поразительное единство по таким делам, признавая платежи клиентов проблемного банка недействительными сделками.

Как известно, одно из последствий признания сделки недействительной: возврат полученного сторонами по сделке. Таким образом, на организацию судебным актом возлагается обязанность вернуть перечисленные «спасенные» денежные средства.

 

Меры борьбы

Как защищаться компании от подобных требований? Заместитель управляющего партнера Адвокатского бюро г. Москвы «Щеглов и Партнеры», адвокат Юлия Лялюцкая советует: «Самое минимальное, что можно сделать, это пустить спасенные средства в оборот и постараться заработать на них за время вынужденной передышки как можно больше. Если серьезно, то адвокат компании судебном процессе будет доказывать, что сделка компании не выходила за рамки обычной хозяйственной деятельности. В каждом деле это отдельный перечень доказательств и доводов».



Отзывы клиентов


Киа Моторс Россия и СНГ

«Мы как работодатель заинтересованы в эффективном, лояльном и довольном своей жизнью и работой сотруднике. И практически каждый наш сотрудник заинтересован в своем финансовом благополучии. Поэтому данный тренинг важен для обеих сторон. Ведь в случае финансовых проблем и сложностей сотрудник теряет свою эффективность, снижается его продуктивность из-за стрессового состояния, плохого настроения, отвлечения на личные проблемы во время работы и т.п. Повышение уровня знаний в области фин. благополучия помогает снизить количество фин. проблем и вероятность потери средств».

Saint-Gobian

«Начиная сотрудничество с Национальным центром финансовой грамотности, мы стремились предоставить слушателям максимально широкую информацию по различным аспектам (от финансового планирования до финансовой безопасности), чтобы каждый мог найти ответ на актуальные вопросы именно для него, более рационально и осознанно распоряжаться доходами, которые он получает. И мы рады, что этот курс получил большой отклик у сотрудников: более 400 человек приняли активное участие в семинарах и вебинарах. Нам приятно получать позитивную обратную связь от сотрудников, за что мы, в свою очередь, благодарны нашим партнерам из Национального центра финансовой грамотности».




НАШИ КЛИЕНТЫ

НАС РЕКОМЕНДУЮТ

Вверх